Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны

Проект «Приобщение к истокам национальной культуры посредством татарского музыкального фольклора»

Филиал «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 города Пензы «Светлячок»

Тема:

«Приобщение к истокам национальной культуры посредством

татарского музыкального фольклора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Подготовила: музыкальный руководитель

Алмакаева Елена Владимировна

Пенза, 2020

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 3с.

Актуальность проекта …………………………………………………………… 4с.

Глава 1. Теоретические аспекты работы……………………………………. … 4с.

Глава 2. Проектная деятельность «Приобщение к истокам национальной культуры посредством татарского музыкального фольклора»…………………………… 6с.

Заключение………………………………………………………………………..  10с.

Список литературы……………………………………………………………… 11с.

 

 

 

 

Введение

“Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”

(Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. [23.С.56]. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.

  Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое».

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Национальное воспитание неполно без народной песни. Через восприятие народной песни на родном языке закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а значит через народную песню, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что музыкальный фольклор – это педагогический опыт и творческий гений народа. Приобщение детей к истокам народной культуры, к народным песням, потешкам, прибауткам позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать и исследовать окружающий мир, развивает эмоциональный отклик и устойчивый интерес к фольклору. Богатые языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а простые мелодические интонации способствуют музыкальному развитию ребенка.

Народная песня несет черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка, обогащает внутренний мир детей.

Изучение национальной культуры посредством музыкального фольклора помогает достаточно подробно узнать о главных чертах и культурных особенностях этноса.

 

 

Актуальность проекта

В настоящее время актуальным направлением воспитания детей является формирование у ребенка интереса к национальной культуре. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении к историческим корням и национальным истокам народа.

Актуальность проекта  определяется возрастанием роли национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном процессе, а также стратегической задачей развития национально-региональной системы образования.

Перспективы развития Пензенской области напрямую связаны с состоянием межнационального согласия, развитием этнической и полиэтнической культуры. (http://docs.cntd.ru/document/552051578)  При этом важно, чтобы ростки толерантности, патриотизма и интернационализма формировались еще в  дошкольных учреждениях.

Одним из ведущих направлений в образовательном пространстве Пензенского региона, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры дошкольников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.

Музыке принадлежит решающая роль в приобщении дошкольников к национальным традициям и культуре. Она окружает человека с первых дней его жизни, обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального и эстетического воздействия. Музыкальное воспитание в дошкольном образовании закладывает фундамент культуры человека, в том числе и музыкальной, подготавливает детей  к эмоционально-целостному отношению к жизни и искусству, обогащает опыт музыкально-творческой деятельности. Использование национально-регионального компонента  в музыкальном воспитании содействует приобщению дошкольников к музыкальным традициям своего народа и региона, воспитывает как национальное самоуважение, так и интернациональное самосознание, способствует формированию этнической и полиэтнической культуры. [20.С.51]

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» «Конвенция о правах ребенка», статья 29.

Глава 1. Теоретические аспекты работы

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, народным традициям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важное направление в системе дошкольного образования.

В исследованиях психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Божович, и др.) уделяется много внимания зависимости формирования психических свойств личности от семейного окружения. Они доказали, что под воздействием социальных условий, в том числе и семейных, ребенок обладает формами общественно поведения, культурой.

Фольклор любого народа необычно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, пословицы и поговорки, загадки).

Таким образом, простота, лаконичность, эмоциональность насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном народном творчестве, декоративно - прикладном искусстве, играх, праздниках, делает национальную культуру привлекательной, понятной для детей дошкольного возраста.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

 «Без этого он засушенный цветок»; - говорил В.А. Сухомлинский.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. [19].

Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира (Д. Б. Эльконин)

Условием стабильного и целостного существования семьи, как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем, как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Методологической основой послужили работы в дошкольной педагогике, затрагивающую проблему ознакомления детей с национальной культурой, через знакомство с родным краем, народным творчеством (К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская); идея о диалоге культур (В.С. Библер), что предполагает взаимодействие общечеловеческой и национальной культур, универсального и национального в дошкольном детстве, взаимосвязь культуросообразности  (А.Ф. Дистервег) и культурологичности; положение психологов о приобщении личности к культуре в дошкольном возрасте идёт через присвоение общественно-исторического опыта, воплощённого в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной, созидательной деятельности  (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положение об активной роли взрослого в приобщении личности ребёнка к родной культуре в период фактического созревания. Методологическое обоснование объясняет необходимость формирования и развития человека (ребёнка) в соответствии с социально-историческими и культурными требованиями современного этапа.

Общие концептуальные подходы проблемы строятся на фундаментальном исследовании академика РАН Г.Н. Волкова, который теоретически обосновал этнопедагогическое образование подрастающего поколения. Для реализации проектной деятельности нами также использовались научные разработки авторов Г.П. Блинова, И.В. Суханова, Д.С. Лихачёва, Б.С. Библера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Т.Ю. Купач.

Дошкольный образовательный процесс в ДОУ должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Накопленный педагогический опыт подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. Проект ценен тем, что ребенок учится самостоятельно приобретать знания, получать опыт художественной, познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается, как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта) Все вышеизложенные аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности, как формы образовательной работы по данной теме.

 

 

Глава 2. Проектная деятельность «Приобщение к истокам национальной культуры посредством татарского музыкального фольклора».

Вид проекта:

- по доминирующей деятельности: информационно – творческий;

- по времени проведения:проект краткосрочный;

Сроки реализации проекта: октябрь 2020г. – декабрь 2020г.

- по числу участников проекта: индивидуальный.

Цель проекта: формирование знаний о быте и культурных особенностях татарского этноса посредством национального музыкального фольклора.

Реализация данной цели требует решения нескольких задач:

1. Вызвать интерес к истории и культуре татарского народа, к родному языку;

2. Создать систему работы по приобщению к истокам татарской народной культуры через татарскую народную песню и подвижные народные музыкальные игры;

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний и умений;

4. Стимулировать поисковую деятельность, поддерживать устойчивое внимание к интересующим объектам и идеям;

5. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки (учить собирать и анализировать информацию о нужном объекте.);

6. Обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения;

7. Способствовать развитию традиции проведения семейных праздников с использованием национального музыкального и игрового репертуара;

8. Развивать музыкальные способности посредством разучивания и исполнения народных песен на родном языке;

9. Обогащать словарный запас, коммуникативные умения и навыки;

10. Повышать профессиональную компетентность педагогов путём обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

 

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к национальной культуре народов Пензенской области:

  1. Принцип системности.

Работа по приобщению к национальной культуре должна проводиться системно по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей и установлением внешних связей;

  1. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Учёт возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания;  Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребёнка;

  1. Принцип цикличности.

Работа должна строиться в соответствии с народным календарём, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники;

  1. Принцип развития.

Отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности;

  1. Принцип природосообразности.

Свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям;

  1. Принцип последовательности

Заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

7. Принцип амплификации развития – максимальное обогащение личностного развития ребенка на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а так же его общения со сверстниками и взрослыми.

Идея проекта: посредством татарского музыкального и игрового фольклора вызвать у ребенка интерес к изучению родного языка;

Обогащение предметно – развивающей среды:

- Создание эскизов и пошив элементов одежды татарского народного костюма;

- Создание картотеки подвижных игр татарского народа;

- Пополнение книжного уголка татарскими сказками, потешками и прибаутками;

- Размещение материалов на сайт детского сада;

- Создание фотоальбома «Путешествие по страницам татарской народной культуры»;

- Разработка перспективного планирования по данной теме; (Приложение)

- Создание фонотеки татарских народных песен;

- Создание русско-татарского словаря в картинках

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня сформированности у старших дошкольников:

  - знаний о культуре и быте татарского народа, языковых особенностях;

  - нравственно – патриотических чувств;

  - умения применять полученные навыки в различных видах деятельности.

2. Раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";

3. Укрепление, расширение образовательного поля "ребёнок - учреждение – семья – общество"

Проект реализуется в 3 этапа:

1. Организационно-подготовительный этап;

2. Этап реализации;

3. Заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапебыли проведены:

1.Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

2.Изучение специальной литературы о творческом наследии татарского народа, знакомство с истоками татарского музыкального фольклора, подбор репертуара.

3.Разработка проекта.

4.Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения;

2. Создание образовательно – культурной среды в музыкальном зале: пополнение фонотеки татарскими народными песнями, колыбельными, танцевальной музыкой; создание картотеки подвижных игр татарского народа; оформление стенда фотографиями, отражающими работу по проекту.

3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с татарским музыкальным репертуаром;

4. Разработка плана работы с социокультурными учреждениями города в рамках проектной деятельности;

5. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Для успешного решения поставленных задач по выбранному направлению активно использовались элементы современных образовательных технологий: игровых, компьютерных, информационно-коммуникационных, проектирование, предполагающие развивающее обучение и личностно-ориентированную модель взаимодействия, деятельностный подход.

Все образовательные области и содержание образовательного процесса по данной теме интегрировались, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту к программе дошкольного образования.

Знакомство с татарским народом проводилось по следующим тематическим блокам:

· Татарские народные песни, танцы игры;

· История народного костюма;

· Национальные праздники и традиции татарского народа;

· Национальная кухня.

Реализация поставленных образовательных задач осуществлялась в процессе организации различных видов детской деятельности путём организации совместной деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности детей (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). Кроме этого, организовывались экскурсии в краеведческий музей, музей народного творчества, проводились циклы наблюдений, беседы, составлялись рассказы об увиденном, использовались мультимедийные презентации.

Учитывая, что основным видом деятельности дошкольников является игра, большое внимание уделялось использованию игровых технологий. Включение игр и дидактических пособий позволило в игровой, увлекательной форме ввести тему о татарском народе в повседневную образовательную деятельность ребенка.

Работа над проектом началась с постановки проблемы ребёнком.

В сентябре ко мне обратилась воспитанница старшей группы Патеева Айсылу за помощью в подборе репертуара для семейного торжества. Она очень хотела вместе с папой подготовить музыкальный подарок для 55-летнего юбилея родственницы на татарском языке. Переговорив с родителями, я выяснила, что ребенку трудно дается татарский язык, но они очень хотели бы, чтобы у Айсылу появилась потребность в его изучении. Я помогла в постановке музыкального номера и интонационном воспроизведении мелодии песни, а разучивали текст и объясняли смысл музыкального произведения родители.

Когда шла подготовка к выступлению, у меня возникло предположение, что изучение татарской культуры посредством музыкального национального фольклора поможет девочке достаточно подробно узнать о главных чертах и культурных особенностях татарского этноса, а также стимулировать её интерес к татарскому языку. Было принято решение создать для Айсылу проект на тему: «Приобщение к истокам национальной культуры посредством татарского музыкального фольклора».

С воспитанницей обсуждалась поставленная проблема – получить как можно больше информации о татарском народе, об особенностях народного фольклора, истории татарского костюма, культуре и самобытности.

Информацию собирали с помощью родителей и воспитателей.

В процессе реализации проекта использовались следующие формы работы:

- Слушание татарских народных песен, колыбельных, попевок, прибауток, сказок, анализ содержания текста и мелодических интонаций;

- Разучивание элементов татарского народного танца;

- Рассматривание иллюстраций татарского народного костюма, анализ орнамента, цветовой гаммы, отдельных элементов и фасонов;

- Беседы о национальных праздниках, традициях, сопровождающихся слайдами презентации и фотографий, подтверждающих участие семьи в праздничных мероприятиях;

- Татарские народные игры;

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

- Просмотр видеофильмов;

- Экскурсии в краеведческий музей (отдел истории), в музей народного искусства, в городскую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова;

- Использование татарских малых фольклорных форм в считалках;

- Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;

- Игры-драматизации, посиделки в татарской избе;

- Разучивание татарских пословиц, поговорок, считалок;

- Подготовка к проведению мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Фестивалю национальных культур «Сурская радуга».

В октябре на базе нашего детского сада прошел Фестиваль национальных культур «Сурская радуга», в котором приняли участие дети старшего возраста и их родители. На Фестивале Айсылу с мамой были представителями татарской народной культуры. Айсылу исполняла эстрадную песню на родном языке, танцевала татарский танец, с мамой организовали подвижную татарскую игру «Тюбетейка», а в конце Фестиваля угостили гостей блюдами национальной восточной кухни. Девочка оказалась очень любознательной, и они с мамой выразили желание продолжать изучать особенности культуры татарского народа.

В работе над проектом активными участниками были родители воспитанницы. Они оказывали поддержку в работе по знакомству с культурой и традициями татарского народа, участвовали в экскурсиях, помогали собирать справочные материалы, отражать впечатления от увиденного в совместной продуктивной деятельности, помогали в изготовлении народных костюмов. Папа чаще вывозил девочку к родственникам для непосредственного языкового контакта, старшее поколение приобщали ребёнка к атмосфере татарского этноса, наряжали в народные костюмы, играли с ней в обрядовые игры, рассказывали сказки, пели колыбельные песни, угощали блюдами татарской кухни. Совместно с воспитанницей был создан русско-татарский словарь в картинках.  Мама помогла выучить с девочкой тексты народных татарских песен, объяснила их содержание.

На Заключительном этапе работы над проектом были проведены следующие мероприятия:

1.Подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

2.Анализ и обобщение полученных результатов;

3.Создание фонотеки детских татарских песен;

5. Оформление фотоальбома «Путешествие по страницам татарской народной культуры»

6.Организация и проведение итогового развлечения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Татарское гостеприимство», где ребёнок проявил опыт коммуникативного общения на татарском языке.

7. Оформление русско-татарского словаря в картинках.

Заключение

Целенаправленная, систематическая деятельность в рамках проекта помогла ребенку через восприятие татарского фольклора расширить знания о традициях, быте народа, освоить национальные нравственные и эстетические идеалы, воспитать чувство гордости за культуру своего народа.

Эффективности работы способствовали отбор компонентов этнических культур (народная песня, народная игра, национальная одежда, быт, традиции, устное и изобразительное народное творчество) с учетом доступности содержания и возможности эмоционального отклика со стороны ребенка, а также использование различных методов обучения: традиционные, методы проблемно-творческого характера; методы создания специальных эстетических ситуаций - «погружение в среду» (окружение предметами быта татарского народа, элементами национального костюма, звучанием национальной мелодии); методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (слушание татарских народных песен, колыбельных, разучивание элементов народного танца, творческая работа по изготовлению декоративных изделий, эскизов народного костюма).

Создаваемая вокруг ребенка среда с использованием богатого потенциала культурно-исторической среды, музейных национальных предметов, позволила представить историю народа, выстроить события во временной последовательности, воспринять сегодняшний день, как часть истории.

Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение ребенка к татарскому фольклору воспитывает любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает к поэзии, расширяет кругозор, развивает умственно, эстетически.

Произведенияфольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

Таким образом, формирование представлений о быте и культуре татарского этноса посредством татарского фольклора вызвало эмоциональный отклик и интерес ребенка к культурной жизни своего народа, гордость за свою национальную принадлежность и стремление к изучению родного языка.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

4. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

5. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004.

6. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.

7. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

8. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.

9. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

10. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.

Челябинск: Взгляд. 2007.

11.Файзуллина Р.Ш. «Татарский народный орнамент»- пособие для воспитателей детских садов, Казань 1984 г.

12. Д.М.Исхаков “Этнография татарского народа” Казань, Магариф 2004 г.

13. Ф.С.Баязитова “Народные обряды” Казань, татарское книжное издательство, 1995.

14. Татарское декоративное и изобразительное искусство для детского творчества” Казань, 2004.

15. Ф.Ф.Харисова “Национальная культура и образование” Москва, 2000.

16. «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края», методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных групп образовательных организаций в 2-х частях, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», Пенза, 2016.

26 марта 2021 в 15:31

Прикреплённые файлы:

Документ: Проект «Приобщение к истокам национальной культуры посредством татарского музыкального фольклора»

Описание файла:

Файл называется: proekt-priobschenie-k-istokam-nacionalnoi-kultury-posredstvom-tatarskogo-muzykalnogo-folklora_v6vei.docx

Это официальный файл организации «Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны», в нём содержится Проект «Приобщение к истокам национальной культуры посредством татарского музыкального фольклора».

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.