Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны
Музыкально-дидактические игры. Их влияние на умственное и речевое развитие ребенкаВоспитательно-образовательный процесс осуществляем по Основной общеобразовательной программе МБДОУ детского сада №88 г. Пензы. Указанная программа не определяет роли музыкального руководителя в коррекции речи и психическом развитии детей. Методических разработок и рекомендаций по музыкальному воспитанию детей с ФФН нет.
Нередко развиваются патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. Все отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются - требуется специально организованная работа по их коррекции.
Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.
1. использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики
Исходя из рекомендаций логопеда, "Программы" М.А.Васильевой, "Логоритмики" Г.А.Волковой, условно разделила свою работу на три этапа (I - сентябрь, октябрь, ноябрь;II - декабрь, январь, февраль; III - март, апрель, май;) и в каждом периоде проследила связь с задачами логопеда.
Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь. Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.
На I этапе, когда поставлены еще не все звуки, больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, спиной вперед, учатся ориентироваться в пространстве и в коллективе.
Очень важным средством логоритмики являются упражнения для развития творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Развитию координации слуха, голоса и движения способствует и самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребёнком. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. Проявляю интерес к программе О.А. Куревиной "Синтез искусств", поскольку программа носит развивающе-обучающий характер и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста. Для достижения поставленной цели она использовала традиционные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический она применяла с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Использовала также методы контрастных сопоставлений произведений, позволяющие заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения.
Также собрала ряд художественных репродукций, которые использовала на занятиях для сравнения музыкальных произведений с картиной в плане общности и ли различия выраженных в них настроений. Вводила кукольные персонажи, с которыми дети охотно разговаривали, отвечали на вопросы, делились впечатлениями. Разрабатывая критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры, выбрала следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость на музыку, мышление, воображение, целостное и дифференцированное восприятие музыки, музыкальную память. В результате проведенной работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления, У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры. 26 марта 2021 в 13:58
Прикреплённые файлы:Документ: Музыкально-дидактические игры. Их влияние на умственное и речевое развитие ребенка Описание файла:Файл называется: kons-ja-dlja-rod-leivlijanie-mdi-na-umstvenoe-i-rechevoe-razv-e_v6vei.doc Это официальный файл организации «Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны», в нём содержится Музыкально-дидактические игры. Их влияние на умственное и речевое развитие ребенка. Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.