Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны

Музыкально-дидактические игры. Их влияние на умственное и речевое развитие ребенка

Воспитательно-образовательный процесс осуществляем по Основной общеобразовательной программе МБДОУ детского сада №88 г.  Пензы. Указанная программа не определяет роли музыкального руководителя в коррекции речи и психическом развитии детей. Методических разработок и рекомендаций по музыкальному воспитанию детей с ФФН нет.
У детей с ФФН речи, как правило, имеются очень сложные отклонения: недостаточность мимических, моторных, эмоционально-волевых, сенсорных, психических функций.

Нередко развиваются патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. Все отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются - требуется специально организованная работа по их коррекции.
Музыка же является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.
Существующие технологии освещают односторонний подход к решению коррекции речи на музыкальных занятиях. В связи с этим возникла необходимость дополнить содержание методики Н.А.Ветлугиной методами и приемами логоритмики. Цель такого дополнения - решать задачи коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на музыкальных занятиях и в музыкальном воспитании в целом.

Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения и способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге - социальной реабилитации детей.

Для себя я определила следующие задачи:

1. использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики
(пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных
инструментах);
2. систематизировать работу по использованию средств логоритмики
на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно;
3. вводить упражнения на развитие орального и ручного праксиса;
4. включать в занятия игры с именами, голосовые и координационно-
речевые игры.

Исходя из рекомендаций логопеда, "Программы" М.А.Васильевой, "Логоритмики" Г.А.Волковой, условно разделила свою работу на три этапа (I - сентябрь, октябрь, ноябрь;II - декабрь, январь, февраль; III - март, апрель, май;) и в каждом периоде проследила связь с задачами логопеда.
На первом этапе идет работа над пропеванием гласных. Это вокализы, попевки на слоги (например, ма-мэ-ми-мо-му). В распевания включаю упражнения на развитие дыхания, голоса. Цель этих упражнений - способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
В распевания включаю скороговорки, пословицы, загадки, потешки. Мы их произносим громко, тихо, высоко, низко, фальцетом, в разном темпе, пропеваем их импровизируя. Пропеваем знакомые стихотворения. Мелодекламация полезна для воспитания выразительности голоса, поэтому пропеваем ответы на вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией. Дети очень любят голосовые игры, например, "Самолет", "Лошадка", "Поезд".

Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.

Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.
Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, которые я провожу вначале занятия. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Пальчиковую гимнастику включаю в каждое занятие, что способствует развитию мелкой моторики, речевого, интонационного, ритмического и музыкального слуха детей.
У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Известный немецкий музыкант и педагог К. Орф, использовал на своих занятиях сочетания слов, музыки и движения. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голосовые данные ребенка, помогает в результате чистоте интонирования и выразительности в пении.

На I этапе, когда поставлены еще не все звуки, больше внимания уделяю упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование). Дети учатся ходить по одному и в парах, спиной вперед, учатся ориентироваться в пространстве и в коллективе.
На II этапе активно внедряю в работу упражнения с пением ("Мышки", "Кот царапка", "Я бегу, бегу, бегу" муз. О.С.Боромыковой).
III этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями ("Козочка и пастух", "Вот идет лиса" муз. О.С.Боромыковой и др.).
Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи, но способствует их развитию.
Очень полезны для детей с нарушением речи танцы с пением и хороводы, они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, их можно использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую детские музыкальные инструменты, т.к. игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки.

Очень важным средством логоритмики являются упражнения для развития творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Развитию координации слуха, голоса и движения способствует и самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребёнком.

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решение коррекционных, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.

Проявляю интерес к программе О.А. Куревиной "Синтез искусств", поскольку программа носит развивающе-обучающий характер и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста.

Для достижения поставленной цели она использовала традиционные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Каждый из трех основных методов - наглядный, словесный и практический она применяла с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения (воспроизводящее и творческое), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Использовала также методы контрастных сопоставлений произведений, позволяющие заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения.
Применяла метод полисенсорных ассоциаций (цветовое уподобление).
Он позволял детям выражать свои чувства в рисунках, будил творческое воображение, фантазию.
Формируя эстетическое восприятие музыки, Ольга Борисовна стремилась к тому, чтобы дети не только переживали, но и понимали содержание, различали отдельные средства музыкальной выразительности.
Большое внимание педагог уделяла организации развивающей среды.
Для формирования у детей навыков культурного слушания музыки, накопления музыкальных впечатлений она оформила в музыкальном зале уголок "Музыкальная гостиная". Организовала кружок любителей классической музыки, составила перспективный трехгодичный план кружковой работы, разбив практический материал по кварталам. Систематически вводила слушание в группе знакомых музыкальных произведений, полюбившихся детям; просмотр мультфильмов и видеофильмов на музыку П.И. Чайковского и других композиторов; звучание музыки служило фоном во время рисования, проведения тематических музыкальных вечеров, бесед-концертов, театральных постановок. Собрала аудиотеку классической русской и зарубежной музыки, видеозаписи опер и балетов П.И. Чайковского, С. Прокофьева, Ф. Мендельсона, В.Моцарта и других композиторов. Использовала данный материал на занятиях и развлечениях.

Также собрала ряд художественных репродукций, которые использовала на занятиях для сравнения музыкальных произведений с картиной в плане общности и ли различия выраженных в них настроений. Вводила кукольные персонажи, с которыми дети охотно разговаривали, отвечали на вопросы, делились впечатлениями.

Разрабатывая критерии оценки уровня сформированности музыкальной культуры, выбрала следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость на музыку, мышление, воображение, целостное и дифференцированное восприятие музыки, музыкальную память.

В результате проведенной работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления, У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.

26 марта 2021 в 13:58

Прикреплённые файлы:

Документ: Музыкально-дидактические игры. Их влияние на умственное и речевое развитие ребенка

Описание файла:

Файл называется: kons-ja-dlja-rod-leivlijanie-mdi-na-umstvenoe-i-rechevoe-razv-e_v6vei.doc

Это официальный файл организации «Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны», в нём содержится Музыкально-дидактические игры. Их влияние на умственное и речевое развитие ребенка.

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.