Cайт музыкального руководителя Филиала «Колобок» МБДОУ детского сада № 88 г. Пензы «Светлячок» Алмакаевой Елены Владимировны

Педагогическая деятельность

Я  музыкальный руководитель  Филиала "Колобок" Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №88 города Пензы "Светлячок" . 

Мой подход к работе с детьми

Так как на протяжении своей профессиональной карьеры я работаю над проблемой развития познавательного интереса детей к музыке, я непрестанно ищу все новые и новые пути, формы и методы решения данной проблемы.

В условиях реализации ФГОС ДО, необходимость решения задач познавательного развития детей в контексте детской игровой деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия, является новой.  Соответственно, область музыкального развития дошкольников тоже требует применения новых технологий для развития познавательного интереса детей к музыке, которые позволят создать условия для выявления и развития музыкальных способностей каждого ребенка,  для активизации познавательной и творческой деятельности, помогут решить проблему мотивации, повысят качество и эффективность деятельности.

В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Использование интерактивного обучения на музыкальных занятиях и развлечениях в ДОУ отвечает данным требованиям.  Перспективы использования игровых компьютерных технологий в музыкально-образовательной деятельности очень разнообразны и безграничны. Применение интерактивных методов в работе позволяет ребёнку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое, развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление); воспитывать эмоционально - положительный отклик на игровые действия компьютерной игры, тем самым активизировать познавательный интерес дошкольников к музыке.

С целью реализации задачи развития познавательного интереса к музыке у старших дошкольников, я разработала тематические циклы непосредственно образовательной деятельности интегрированного характера, в подготовке и организации которых используются следующие электронные образовательные ресурсы: фото; видео-презентации; мнемотаблицы; музыкальные клипы к песенному репертуару, разучиваемому с детьми;  интерактивные музыкально - дидактические игры, которые привлекательны своей красочностью, динамичностью, включающие в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые  и анимационные эффекты.  Тематические циклы построены на основе принципа постоянной связи с жизнью и интересами каждого ребенка.

В процессе музыкально  - образовательной деятельности используется компьютер с доступом к сети Интернет, установленные на ПК программы для создания  презентаций,  слайд – шоу и интерактивных музыкально-дидактических игр, мультимедийный проектор.

Тематические циклы с активным использованием игровых компьютерных технологий  строятся на основе трех этапов развития познавательного интереса детей к музыке. Это развитие эмоциональных и интеллектуальных проявлений,  а так же волевых качеств.

Так, на разных этапах процесса развития познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста используются разные интерактивные музыкально-дидактические игры.

Так как I этап развивающего обучения направлен на развитие эмоциональных проявлений, в непосредственно образовательной деятельности циклов «Море-море» и «Чудеса в решете» включены интерактивные игры-импровизации, проблемно-моделирующие игры и игры-загадки на основе музыкального и художественного репертуара, подобранного к данным темам.

Например, цикл «Море-море» состоит из следующих тем: «Шум прибоя», «Волшебные паруса», «Морские обитатели», «А если посмотреть поближе?», «Шторм», «Морские пираты». Для каждой темы разработаны мультимедийные презентации с использованием иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке», картин И. Айвазовского «Среди волн», репродукций К. Моне, А. Ван-Гога и др. с изображением моря в различных состояниях. Использование различных триггеров создает форму интерактивности, сюрпризности и необычности. Анимации, картинки, тексты, отдельные слова появляются в произвольном порядке, по замыслу игрового действия и по мере выполнения заданий игры.

II этап направлен на развитие интеллектуальной сферы в процессе тематических циклов «Цирк», «Зимняя сказка» и «Мой мир» в НОД. На данном этапе большое внимание уделяется развитию логического мышления детей, которое не может состояться при отсутствии знаний. Поэтому используются игровые ситуации, направленные на формирование представлений у детей о музыкальном искусстве, и, в первую очередь, о средствах музыкальной выразительности.

Например, в процессе занятий цикла «Цирк» мы предлагаем детям поиграть в интерактивную музыкально-дидактическую игру «Шутка в музыке». На основе музыкальной пьесы «Клоуны» Д.Б. Кабалевского дети узнают веселого и грустного клоуна, различают смену частей в музыке, подбирают соответствующие музыкальные инструменты, подбирают соответствующие данным музыкальным образам движения и т.д. правильность выполнения заданий так же подтверждается определенными наглядными материалами, представленными на слайдах. Тем самым решаются музыкальные задачи: развитие ладового, тембрового, ритмического слуха и чувства формы музыкального произведения, а так же стимуляция активности ребенка эмоционально и вербально.

Цель третьего этапа - развитие волевых качеств дошкольников. Поэтому на данном этапе дети учатся применять теоретические знания в практической деятельности.

Так, в процессе тематических занятий циклов «Весна стучится в окна» и «Лето, ах, лето!» детям предлагаются творческие, проблемно-моделирующие, игры – драматизации, сопровождающиеся видео- и фото-презентациями.  Например, с помощью интерактивной дидактической игры «Музыкальная поляна» закрепляются знания о длительности звуков, ритме, дети исполняют знакомые попевки, подбирают их мелодию на детских музыкальных инструментах и выкладывают их ритмический рисунок на фланелеграфе или магнитной доске.

С помощью музыкально-дидактической игры «Музыкальная поляна» дети определяют средства музыкальной выразительности прослушанных музыкальных фрагментов и выбирают предложенные им символы, которые в процессе игры  появляются в кармашках лепестков цветка.

На данном этапе развития познавательного интереса детей к музыке используются интерактивные музыкально-дидактические игры, стимулирующие проявление волевых качеств дошкольников: самостоятельность в выполнении задания, стремление к завершенности действий, музыкальное творчество и т.д., например: «Чьи дирижеры лучше?», «Музыкальный телефон» и т.д.

В процессе игровых интегрированных занятий, сопровождающихся интерактивной наглядностью, у детей формируется эмоциональная отзывчивость к музыке, быстро и легко усваиваются музыкальные знания, умения и навыки, что способствует развитию интеллектуальных проявлений, развиваются творческие способности, стремление к лучшему результату в выполнении игровых заданий, требующие проявления определенных волевых усилий.

В результате поэтапного развития этих трех составляющих развивается познавательный интерес дошкольников к  музыкальному искусству.

Используя мультимедийное оборудование, музыкально-образовательная деятельность сопровождается зрительной наглядностью; игровая ситуация преподносится детям так, что они чувствуют себя естественно и сами являются инициаторами последующих действий.

Работа над проблемой развития познавательного интереса у дошкольников к музыке продолжается с поиском новых эффективных форм и методов решения музыкально-педагогических задач.

В августе 2018 года в рамках областного конкурса «Пройдись по Пензенскому краю» появилась видео-презентация по музыкальному краеведению для детей старшего дошкольного возраста на тему «История музыкальной культуры в дворянских усадьбах Сурского края XVIII в.», Видео-презентация направлена на приобщение старших дошкольников к музыкальной истории родного края и музыкальной культуре населяющих его людей. В ней раскрыты исторические события, происходящие на территории России и Пензенской области в эпоху былых веков.

В процессе просмотра видео-презентации у детей формируются представления о «культурных гнездах» Сурского края, связанные с выдающимися деятелями искусства и культуры XVIII века, знания об  истории музыкальной культуры Пензенского края, воспитание у детей уважения и гордости за землю, на которой они живут, развитие новаторских качеств, творческой активности и креативного мышления в процессе создания проекта музыкального инструмента будущего.

Я работаю в Филиале «Светлячок» МБДОУ д / с № 88 г. Пензы с 2008 года, имею высшую квалификационную категорию.

Глубоко осознаю значимость своей профессии, свою Миссию. Имею четкие представления о целях и ценностях музыкального воспитания, о методологии музыкальной педагогики. Знание возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, умение создавать комфортную среду, обеспечивающую ребенку эмоциональное благополучие, владение методами творческого развития в музыкальной деятельности - помогают достичь высоких результатов.

Владею такими качествами, как профессиональная рефлексия, креативное мышление. Это помогает из огромного количества учебных пособий, программ, репертуарных сборников сделать осознанный, обоснованный выбор.

Использую информационные компьютерные технологии в образовательном процессе: создает презентации, работаю с сайтом детского сада  detsad114.ru с целью взаимодействия с родителями.

Принимаю активное участие в мероприятиях детского сада, в областных и городских семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах и фестивалях:

• май 2008 г. -  лауреат песенного Городского конкурса «Музыкальная семья»;

• январь 2009 г. - участие во Всероссийской научно-практической конференции с докладом на тему: «Коррекционная работа в музыкальном развитии детей». Доклад опубликован в  Межвузовском сборнике научных трудов “Современное музыкальное образование: перспективы развития”, ПГПУ, с.108-112;

• май 2009 г. - участие в областном семинаре на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду», где показала открытое музыкальное занятие с элементами театрализованной деятельности с детьми подготовительной к школе группы для слушателей ПИРО;

• март 2010 г. - победитель XIII научно-практической конференции педагогических работников г. Пензы (I место);

• апрель 2010 г. - участие в проведении городского конкурса «Воспитатель года - 2010» в качестве ведущей конкурса;

• декабрь 2011 года участие в городском семинаре для музыкальных руководителей  дошкольных образовательных учреждений: выступление с докладом и презентацией по теме: «Развитие познавательного интереса дошкольников к музыке на основе использования музыкально-дидактических игр», проведение мастер-класса по применению музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности, показ фрагментов музыкальных занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с активным использованием музыкально-дидактических игр, презентация выставки методического и дидактического материала по музыкальному развитию детей;

• сентябрь 2013 г. -  Почетная грамота Управления образования города. Пензы за многолетний добросовестный труд, огромный вклад в дело воспитания детей дошкольного возраста и в связи с Днем дошкольного работника;

• сентябрь 2013 г. – участник творческой группы социального проекта «Колыбельные для всей семьи» в рамках фестиваля культурных и образовательных проектов «Радуга талантов», ведущая презентации проекта в Пензенской областной библиотеке им. М. Ю.  Лермонтова, мастер-класс по разучиванию и правильному исполнению колыбельной песни;

• октябрь 2013 г. – участник семинара музыкальных руководителей г. Пензы в МДОКУ № 145 г. Пензы, ведущая презентации проекта, мастер-класс по разучиванию и правильному исполнению колыбельной;

• ноябрь 2013 г. - ведущая презентации проекта «Колыбельные для всей семьи», мастер класс по разучиванию колыбельной  на практических занятиях для слушателей курсов ПИРО, в МДОУ № 59 г. Пензы;

• январь 2013 г. - участник практических занятий на курсах повышения квалификации воспитателей ДОУ города и области на базе нашего детского сада: показ музыкального  интегрированного занятия с детьми старшей группы на тему «Все мы любим праздники», совместной деятельности с воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к празднику, мастер - класс для приглашенных на праздник гостей, праздничные посиделки «Раз в Крещенский вечерок…» с участием воспитанников всех возрастных групп нашего детского сада и приглашенными из МОУДОД «Детская школа искусств» г. Пензы;

• март 2013г. - призер городского конкурса «Воспитатель года - 2013» (3 место), награждена Почетной грамотой Управления образования г. Пензы;

• сентябрь 2013 г. - занесение на Доску Почета Ленинского района  г. Пензы, Свидетельство о занесении на Доску Почета Ленинского района;

• январь 2018г. - призер (2 место) XXII научно-практической конференции педагогических работников образовательных учреждений города Пензы в номинации «Педагогические чтения», тема: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к музыке посредством систематического использования в непосредственно образовательной деятельности игровых компьютерных технологий»;

• август 2018 г. -  участник муниципального этапа регионального конкурса на лучшую видео презентацию «Пройдись по Пензенскому краю», проводимый ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» с видео - презентацией «История музыкальной культуры в дворянских усадьбах Сурского края XVIII в.»;

• сентябрь 2018г.  – призер (3 место) Всероссийского педагогического конкурса «Виды и типы музыкальных занятий в ДОУ»;

• сентябрь 2018 г. – победитель (1 место) регионального этапа VI Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Лучший профессионал образовательной организации».

2019г. – участник областного конкурса «Педагогический Олимп».

2019 г. - организатор Фестиваля национальных культур "Сурская радуга"

2019г. – призер (II место) Всероссийского творческого конкурса «Единство навсегда!»

2020г. - участник Всероссийского фотоконкурса «Мама и дети в национальных костюмах» народов России» презентация фотосессии семьи Патеевых (Диплом организационного комитета Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2020 г.)

2020г – участник онлайн марафона «Двигательная активность малышей дома» Всероссийского форума «Педагоги России».

2020г – участник онлайн марафона «Коллективная творческая деятельность с детьми» Всероссийского форума «Педагоги России».

2020г. – победитель (I место) Всероссийского смотра-конкурса отчетов педагогических работников по теме самообразования «Золотой фонд образования» в номинации «Дошкольное образование».

2020г. – победитель (I место) Всероссийского конкурса «Мелодинка. Олимпиады и публикации» - Блиц-олимпиада «Работа современного музыкального руководителя в условиях ФГОС».

2021г. - проведение открытого занятия по театрализованной деятельности с детьми средней группы на региональных КПК воспитателей ДОУ г. Пензы.

2021г. – участник городской конференции исследовательских работ и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста «Я открываю мир» с воспитанницей  старшей группы ДОУ Патеевой Айсылу.

Я постоянно совершенствую свои профессиональные специальные умения: музыкально-исполнительские, музыкально-ритмические, вокально-хоровые и актерские; изучает новую методическую литературу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста; использую в своей работе  передовой опыт своих коллег; непрерывно ищу новые формы работы с детьми, в полной мере используя дошкольный возраст ребенка для его всестороннего развития.


30 апреля 2020 в 11:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.